Статья написана специально для журнала "PhotoCASA"
Фотосъемка в домашних условиях
Привет, друзья!
Меня зовут Андрей Васильев. Я занимаюсь фотографией уже около семи лет. Я снимал в разных жанрах. Начинал с архитектуры, пейзажей, затем плавно перешел на съемку портретов (сначала — крупных, а со временем — сделанных в среде). С каждым новым жанром увеличивалось и количество подготовки к съемке.
Чем шире становился кадр, тем больше я начинал задумываться о локации, в которой снимаю. Я стараюсь часто снимать на природе. Да, это беспроигрышный вариант. Но представим, что зима близко, ехать далеко, все это уже было и т. п. С фотостудиями у меня тоже как-то не сложилось. Они в нашем городе, прямо скажем, не отличаются особенным разнообразием, а состоят обычно из разноцветных стен и кроватей с балдахинами в цветочек.
Поэтому каждая моя новая съемка предполагает поиски очередной подходящей локации, а зачастую и сама идея строится вокруг какого-нибудь атмосферного местечка. И самым комфортным вариантом для меня стала съемка дома.
Эта статья не о том, что вам надо накупить кучу дорогостоящего оборудования и устроить дома фотостудию, а о том, как найти, придумать, сделать дома атмосферную и художественную обстановку для интересной фотосессии. При этом, говоря «дома», я не имею в виду конкретно ваш дом или квартиру, я подразумеваю любое обжитое или рабочее помещение, не оборудованное для съемки. Это может быть атмосферный домик в деревне или ваша дача,
чья-то кухня или гараж, чердак или подвал, дом ваших друзей или самой модели. Главное — чтобы там уже была некоторая сложившаяся с годами атмосфера, которая подходит для вашего замысла.
Не думайте, что съемка дома облегчает вам жизнь. Совсем наоборот: она открывает перед вами новые возможности и новые сложности. Давайте сразу о плюсах таких локаций:
• уникальность. Согласитесь, почти все общественные места вашего города, как действующие, так и заброшенные, уже давно облюбовали другие фотографы, а вот на чердаке вашей бабушки не было никого со времен революции;
• неограниченное время, что позволяет сколько угодно додумывать, доделывать и экспериментировать для получения наилучшего результата;
• часто в таких местах можно найти большое количество всевозможного реквизита, который можно использовать в кадре;
• больше возможностей изменить обстановку под себя, под свою идею (в отличие от фотостудий);
• неофициальная обстановка и уединение, которые положительно влияют как на модель, таки на фотографа.
Ну а основными минусами почти каждой такой съемки можно назвать нехватку свободного пространства и света.
Как раз о решении этих проблем мы и поговорим далее.
В небольших комнатах бывает не развернуться без широкоугольного объектива. С фокусным расстоянием от 24 до 35 мм проблем возникнуть не должно, 50 мм — уже предел, и то подходящий лишь для крупных портретов, а вот с еще большим либо придется попотеть, принимая невообразимые позы и залезая на стены, либо в итоге у вас получится набор фотографий различных атрибутов, вырванных из общего контекста съемки. Ну а более широкий объектив не пойдет на пользу геометрии, которая должна быть внутри помещения.
Конечно, хорошим помощником будет светосильный объектив, при этом тем лучше, чем шире у него открывается диафрагма. Но не будем забывать, что такие объективы обычно стоят очень дорого. И пока мы копим и не отчаиваемся, будем использовать на полную все основные и дополнительные источники света в помещении.
Зачастую основной источник света — это просто окно. Если у нас в помещении есть окно, за окном есть дневной свет и в этом свете мы можем расположить модель, то можно считать, что несколько отличных кадров у нас непременно будет.
Вспышки для таких съемок я использую очень редко, но в некоторых случаях это может помочь, например при контровом свете от окна.
При этом вспышка ставится на синхронизатор, в ручном режиме настраивается минимальная мощность, при которой вспышка немного подсветит тени на модели, но не будет затемнять задний план. Второй случай — это имитация дневного света из окна. Если света от окна не хватает и нам надо его усилить, то можно установить вспышку у окна или еще лучше за окном и также на небольшой мощности добавить немного света.
Чаще в ход идут всевозможные бытовые источники: настольные лампы, торшеры, фонарики. На каждую съемку беру с собой «переноску». Кто не знает, это обычная бытовая лампочка на длинном проводе с крючком, которую можно подвесить, положить, прикрепить на штатив, в общем установить так, как это потребуется.
Лампочки стараюсь использовать с теплым светом. Это создает контраст с холодным светом из окна и добавляет уюта в фото.
Когда художник рисует картину, он не будет вносить в нее ненужные элементы. Так и вы постарайтесь убрать из кадра все лишнее.
Сделайте так, чтобы все элементы на фото смотрелись гармонично, соответствовали идее, не конфликтовали по стилю и времени (не надо класть айфон рядом со старинной печатной машинкой и надевать на модель бейсболку вместе с платьем), а еще лучше — чтобы они вообще никак не намекали зрителю на временной промежуток.
Старайтесь занять чем-то модель. Придумайте ее персонажу короткую историю и занятие, которое отвлечет ее от камеры и вдохнет в образ больше жизни. Экспериментируйте с ракурсами. Может, лучше сделать снимок сверху, снизу, из-за двери, через зеркало… Так, чтобы кадр стал интереснее и не было ощущения присутствия фотографа. Постарайтесь сделать передний и задний планы, которые придадут объема фотографии. Не торопитесь, сделайте несколько пробных кадров. Увеличьте их на камере, рассмотрите. Уверен, вы заметите на них то, чего не замечали при съемке. Исправьте то, что вам не
нравится, и переснимите, подумайте, что вы еще можете улучшить в кадре, и повторяйте эти действия до тех пор, пока не получите идеальный результат.
Фантазируйте, анализируйте, учитесь на ошибках, вдохновляйтесь и не сдавайтесь!